Цель: достижение более высокого уровня оценки содержания и форм организации воспитательного процесса по средствам работы с родителями.

План:

I часть «Немного теории» (вступительное слово заведующего, выступление методиста)

II часть «Взгляд психолога» (выступление психолога)

III часть «По мнению родителей…» (решение проблемных ситуаций глазами родителей и педагогов)

IV часть «Информационно-практическая» (работа с карточками)

V часть «Правила педагогической гигиены»

VI часть «В итоге…» (обсуждение проекта решения педсовета)

Ход.

I часть «Немного теории»

1. Вступительное слово заведующего.

Права ребенка, являясь неотъемлемой частью прав человека, служат фундаментом, на котором строятся национальные системы воспитания и образования в любой стране мира.

В статье 18 (пункт 1) закона «Об образовании» указано, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое обращение, оскорбление и эксплуатацию.

С января 1997г. в Российской Федерации была введена уголовная ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей. Если родители жестоко обращаются с ребенком, они должны нести наказание в соответствии со статьей 156 Уголовного кодекса.

Право ребенка на защиту своих законных интересов закреплено в ст. 56 Семейного кодекса.

Должностные лица и граждане, которым известно об угрозе жизни или здоровью ребенка или о нарушениях его законных интересов, должны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Для проверки сообщений представители этого органа (с привлечением в необходимых случаях сотрудников милиции) наделены правом посещения семей с последующим принятием решений.

В соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка несут педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты (статья 7 пункт 3 Федерального закона от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Организация и содержание профилактической работы по защите детей от жестокого обращения состоят из задач выполняемых администрацией, методистом и воспитателем группы.

   К основным задачам администрации ДОУ относятся следующие:

  • принятие решения об организации работы по выявлению случаев и оказания помощи детям, испытывающим насилие и жестокое обращение со стороны родителей;
  • выяснение, какие службы в области ( специальные службы защиты детей от жестокого обращения, телефоны доверия и др.) занимаются этими вопросами, как с ними связаться и установить контакт.

Основной задачей методиста ДОУ в работе по данному направлению является

  • обучение воспитателей грамотной и профессиональной работе по предотвращению нарушений прав ребенка.
  • общее информирование педагогического коллектива о жестоком обращении с детьми;
  • рассказ о факторах, способствующих жестокому обращению с ребенком;
  • информирование педагогов о семьях группы риска в отношении жестокого обращения с ребенком;
  • оказание помощи педагогам в изучении юридических документов, защищающих ребенка от жестокого обращения.

Основными задачами воспитателя ДОУ в работе по защите детей от жестокого обращения являются следующие:

  • изучение литературы по проблеме предотвращения жестокого обращения с детьми;
  • проведение работы с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми в семье (изучение семьи совместно с психологом, участие в работе по коррекции детско-родительских отношений);
  • овладение приемами по оказанию помощи пострадавшим детям.

Что для этого необходимо?

Во-первых, убежденность педагога в том, что проведение с родителями просветительской, профилактической и коррекционной работы по соблюдению и защите прав детей в семье является не дополнительной нагрузкой, а важнейшим условием повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Во-вторых, определенный уровень правовой квалификации и культуры самих педагогов.

В-третьих, создание особой формы общения между родителями и воспитателями, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт.

Результатом работы педагогического коллектива является выявление тех родителей, которые нарушают права своего ребенка, применяя к нему физическое и психическое насилие и проведение с ними коррекционной работы.

2. Выступление методиста.

Жестокое обращение с детьми: что же это такое?

   «Проблемные» родители – не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребенка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

   Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

   Жестокое обращение в детстве воспитывает людей, социально неадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.

   Задача педагогического коллектива детского сада состоит в том, чтобы из года в год совершенствовать свои подходы, искать более эффективные формы правового образования родителей. Но прежде всего самим воспитателям необходимо ориентироваться в проблеме.

     Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

Четыре основные формы жестокого обращения с детьми.

  1. 1.Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.
  2. 2.Сексуальное насилие (или развращение) – вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со стороны взрослых с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не может предвидеть все негативные для себя последствия.
  3. 3.Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

  • открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
  • угрозы в адрес ребенка в словесной форме;
  • замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
  • преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
  • ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
  • однократное, грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

4. Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

   К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:

  • отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
  • отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

     По данным исследований многих стран, в последние годы количество проявлений жестокого обращения с детьми и пренебрежения к их нуждам неуклонно растет.

 Даже в обычной семье нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – распространенное явление. Часто с родителями этих детей аналогично поступали в их собственном детстве; родители не знают альтернативных методов воздействия на детей; не воспринимают собственное поведение как травмирующее психику ребенка.

   Педагоги должны знать факторы риска, которые могут спровоцировать жестокое обращение с детьми в семье.

Вот основные из них:

  • неполные или многодетные семьи, семьи с приемными детьми, наличие отчимов или мачех;
  • наличие в семье больного алкоголизмом, наркоманией или лица, вернувшегося из мест лишения свободы;
  • безработица, постоянные финансовые трудности;
  • супружеские конфликты, невнимание мужа к жене, властность матери, исполнение только роли хозяйки дома, не работающие матери;
  • теснота жилплощади и скученность членов семьи;
  • статус беженцев, вынужденных переселенцев;
  • низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции;
  • нежеланный ребенок;
  • умственные и физические недостатки ребенка
  • трудный ребенок.

   Перечислим основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога.

  • Психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту.
  • Неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка.
  • Изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми).
  • Проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания.
  • Отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле.
  • Повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.).
  • Враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери.
  • Сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого.
  • Судорожное реагирование на поднятую руку (ребенок сжимается, как бы боясь удара).
  • Чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех.
  • Демонстрация "взрослого" поведения, интерес к вопросам секса.

К перечисленным признакам можно также отнести проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.

Наличие какого-либо одного признака не обязательно свидетельствует о том, что ребенок подвергается жестокому обращению или испытывает насилие (в том числе и сексуальное). Однако проявляющиеся в том или ином сочетании, они должны обратить на себя внимание педагога.

Что делать, если, познакомившись с названными признаками поведения, вы не вольно подумали о ком-нибудь из детей своей группы? В этом случае присмотритесь более пристально не только к ребенку, но и его родителям.

Какие наиболее характерные особенности в поведении взрослых должны подтвердить ваши опасения?

  • В беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие.
  • На жалобы по поводу поведения сына (дочери) в детском саду реагируют холодно, либо очень бурно и эмоционально.
  • Часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения в другое.

Что может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с ребенком?

Прежде всего, постараться завоевать его доверие, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. Побывать ребенка дома, посмотреть, в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей. Побеседовать с опекунами, близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в детском саду.

В результате предпринятых действий вы можете прийти к следующим выводам:

  • ваше предположение подтверждается (не подтверждается);
  • решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов.

Особого внимания требуют семьи, в которых существует "установка на агрессию". Наказание ребенка, в том числе физическое, в данном случае является выражением привычного способа поведения.

Большинство взрослых, использующих в качестве методов воспитательного воздействия приказы, угрозы, предупреждения, телесные наказания, не считают, что нарушают права ребенка, оскорбляют его достоинство. Основной аргумент, на который они опираются, состоит в том, что такого рода наказания в детстве применялись по отношению к ним самим.

Таким образом, задача педагогов и психологов состоит в поиске способов изменения установки родителей на агрессивное поведение в отношении ребенка.

II часть «Взгляд психолога» (выступление психолога)

III часть «По мнению родителей…» (решение проблемных ситуаций глазами родителей и педагогов)

Проблемные ситуации

Проблемная ситуация №1 «Авторитет родителей»

Мой сын – классический «непослушатель». Он ни во что ставит авторитет родителей: смотрит прямо в глаза и делает наоборот, как бы спрашивая: «Ну и что мне за это будет?» И я теряюсь. Вот последний пример: пошли на выставку, начался дождь, переждали. Прошу: «Не ходи по лужам, сегодня не очень жарко, у тебя ноги замерзнут». Подходит к луже, смотрит мне в глаза и наступает. Злиться бесполезно, ругать тоже, а как предотвратить все это – я не знаю…

Мнение специалистов: Родители часто не различают виды власти в семье.

-авторитет, характеризующийся отношениями между ребенком и взрослыми, которые формируются под влиянием уважения к родителям;

- вознаграждение в случае социально одобряемого(ожидаемого) поведения и наказание –за социально порицаемое поведение;

- закон в семье – единственная форма внеличностной власти, когда носителем и истолкователем правил поведения для ребенка являются взрослые члены семьи, родители.

Проблемная ситуация №2

Иришка играла у открытого окна. На подоконнике стоял горшок с любимым маминым цветком. Со двора Иришку окликнули подруги, она вскинула руку, чтобы им помахать, и ……. горшок с цветком перевернулся и оказался на земле. Услышав шум, в комнату вбежала мама. Не разобравшись, она отругала и отшлепала девочку.

Какие права ребенка были нарушены?

Мнение специалистов: Защита всех форм физического и психического насилия. Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению (Статья 19). Дети имеют право выражать свое мнение (Статья 12,13)

Проблемная ситуация №3.

Таня любила убираться у себя в кукольном уголке. Она смачивала тряпочку водой, отжимала ее и протирала мебель. Нечаянно девочка наступила на тазик. Вода разлилась на ковер. Девочка в растерянности смотрит на лужицу. К ней подходит мама……. Что было дальше? Опишите ситуацию с разных позиций.

Проблемная ситуация №4.

«Ира, - говорит мама, иди немедленно завтракать! Сколько можно тебя ждать! Опоздаем в детский сад и на работу! Ты руки помыла? Почему тебе обо всем нужно напоминать? Сядь прямо! Не вертись за столом! Что копаешься, ешь быстрее!» Оцените стиль общения с пятилетней девочкой. Как вы думаете с каким настроением прейдет ребенок в детский сад?

Предполагаемые ответы: Мама может исправить положение по дороге в детский сад, попросить у ребенка прощения. В плохом настроении родители часто говорят детям неприятные вещи, и надо учиться просить прощения. Раздражение матери передается девочке и, скорее всего, проявится агрессией по отношению к детям в детском саду.

Мнение специалистов: Психологическое давление, оскорбления, унижения наносят ребенку больший вред, чем физическое наказание, хотя и оно есть унижение и оскорбление. В Конвенции о правах ребенка говорится: Государства-участники принимают все необходимые меры с целью защиты ребенка от любых форм посягательств: физического, психологического насилия, оскорблений, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения и эксплуатации…..со стороны родителей……опекунов» (Статья 18)

IV часть «Информационно-практическая» (работа с карточками)

Ответы к заданиям

Карточка 1

Правильный ответ - 4. Конвенция признает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других.

"Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состоя ния здоровья..." (Конвенция о правах ребенка, ч. 1, СТ. 2).  

Карточка 2

Правильный ответ - 4

"Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей" (Семейный кодекс РФ, с. 63, п. 1).

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть при влечены к различным видам юридической ответственности.

Карточка 3

Правильный ответ - второй.

"Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учетом мнения детей" (Семейный кодекс РФ, с. 65, п. 2).

Карточка 4

Правильный ответ - второй.

"Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им" (Семейный кодекс РФ, с. 60, п. З).

Под доходами подразумевается не только имущество, полученное в дар или в порядке наследования, но и заработок.

Карточка 5

Правильный ответ - четвертый.

3акон РФ "Об образовании" ответственность за нарушение прав и свобод обучающихся возлагает на образовательное учреждение (ст. 32, п. 4). Речь идет об ответственности образовательного учреждения как юридического лица.

Карточка 6

Правильный ответ - третий.

"Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха воспитанников несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения" (закон РФ "Об образовании", сто 51, п. 7).

Должностное лицо - служащий государственного учреждения, уполномоченный принимать важные решения и осуществлять юридически значимые действия. В дошкольном образовательном учреждении под должностным лицом подразумевается заведующая ДОУ.

Карточка 7

Правильный ответ - первый.

В соответствии с законом РФ "Об образовании" ответственность за нарушение прав и свобод воспитанников должно нести образовательное учреждение. Представлять его должен руководитель этого учреждения или иное уполномоченное должностное лицо. Постановление суда будет обращено к образовательному учреждению, а не к конкретным должностным лицам, несущим ответственность за деятельность образовательного учреждения, и не к лицам, непосредственно нарушившим права и свободы воспитанников. Руководитель же образовательного учреждения по результатам решения суда должен принять меры по устранению отмеченных судом нарушений и возмещению ущерба, причиненного образовательному учреждению действиями его работников.

Карточка 8

Правильный ответ - второй.

"Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право... защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением" (закон РФ "Об образовании", сто 52, п. 1).

Закон не указывает на какие-либо ограничения в выборе органов управления образовательным учреждением, в котором родители (законные представители) могли бы участвовать. Они имеют право избирать и быть избранными в представительные или иные органы самоуправления образовательного учреждения в соответствии с установленным в уставе порядком.

Карточка 9

Правильный ответ - четвертый. "Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников.

Учебная нагрузка, режим занятий, организация питания определяется УСТ1ВОМ образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения" (закон РФ "Об образовании", СТ. 51, п. 1).

Карточка 10

Правильный ответ - третий. "Должностные лица организаций и иные граждане, которым стало известно об угрозе жизни и здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка" (Семейный кодекс, СТ.56, п. 3).

Карточка 11

Правильный ответ - третий. "Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей" (Семейный кодекс, ст. 64, п. 2).

Карточка 12

Примерные вопросы для обсуждения темы "Содержание, формы и методы работы детского сада с родителями по разъяснению идей Конвенции о правах ребенка.

1. Назовите причины, которые, с Вашей точки зрения, препятствуют защите прав ребенка в семье.

2. Под влиянием каких факторов (информации, внушения, наказания в форме юридической ответственности и т.д.) родители способны осознать необходимость изменить свое поведение? .

З. Какую связь Вы видите между уважением прав маленького ребенка и обретением им чувства собственного достоинства?

4. Почему собственническое отношение родителей к своему ребенку приводит к тирании?

Карточка 13

Примерные вопросы для обсуждения те мы "Содержание, формы и методы работы детского сада с родителями по разъяснению идей Конвенции о правах ребенка.

1. Назовите причины, которые, с Вашей точки зрения, препятствуют защите прав ребенка в семье.

2. Под влиянием каких факторов (информации, внушения, наказания в форме юридической ответственности и т.д.) родители способны осознать необходимость изменить свое поведение? .

З. Какую связь Вы видите между уважением прав маленького ребенка и обретением им чувства собственного достоинства?

4. Почему собственническое отношение родителей к своему ребенку приводит к тирании?

V часть «Правила педагогической гигиены»

Подводя итог нашей встречи, делаем вывод:

Педагог, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребенка в семье, прежде всего, должен выступать образцом уважительного и доброжелательного отношения к ребенку.

Родители, которые изо дня в день видят воспитателя, реализующего стратегию гуманизма в общении с детьми, задумаются над необходимостью применения агрессивных способов воздействия на собственного ребенка.

А какой должен быть воспитатель изо дня в день нам покажет мультимедиа «Правила педагогической гигиены»

Демонстрация мультимедиа.

  Презентация "Правила педагогической гигиены"

VI часть «В итоге…» (обсуждение проекта решения педсовета)

Продолжать работу по правовому воспитанию как педагогов, детей, так и родителей.

Для воспитателей:

  • оформить в своей группе информационный стенд для родителей "Правам ребенка посвящается" (на основе нормативно-правовых документов);
  • знакомить детей с их правами путем проведения познавательных игр, чтения специальной литературы, участия в праздниках.

Работа с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми

Случайные фотографии


Навигация

Главная
Сведения об образовательной организации
Основные сведения
Структура и органы управления образовательной организацией
Документы
Отчет о результатах самообследования
Предписания органов, осуществляющих государственный контроль ( надзор)
Локальные акты
Нормативно-правовая база
Документы муниципального уровня
СОУТ
Образование
Образовательные стандарты и требования
Руководство. Педагогический состав.
Руководство ДОУ
Педагогический персонал
Учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Питание воспитанников
Условия охраны здоровья воспитанников
Дорожная безопасность
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Стипендии и меры поддержки воспитанников
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
План финансово-хозяйственной деятельности
Муниципальное задание
Вакантные места для приема (перевода) воспитанников
Доступная среда
Международное сотрудничество
Дополнительные бесплатные образовательные услуги
Информационная безопасность
Локальные акты
Нормативное регулирование
Педагогам
Воспитанникам
Родителям
Детские безопасные сайты
Дополнительная информация
Информационная справка
О нас
Символика
Управляющий совет
Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность
Для вас, родители
Дошкольное образование
Условия приема детей в детский сад
Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми
Права и обязанности родителей (законных представителей)
Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
Рекомендации в адаптационный период
Психологический портрет идеального первоклассника
Консультации специалистов
Навигатор дополнительного образования
Методическая копилка
Новости
Приём в ДОУ
Фотоальбом
Обратная связь

Нужная информация

уполномоченный по правам детей Tretyakova310

Документ1

коронавирус

паспорт безопасности 202120211201 14184445