Педсовет "Жестокое обращение с детьми"
Цель: достижение более высокого уровня оценки содержания и форм организации воспитательного процесса по средствам работы с родителями.
План:
I часть «Немного теории» (вступительное слово заведующего, выступление методиста)
II часть «Взгляд психолога» (выступление психолога)
III часть «По мнению родителей…» (решение проблемных ситуаций глазами родителей и педагогов)
IV часть «Информационно-практическая» (работа с карточками)
V часть «Правила педагогической гигиены»
VI часть «В итоге…» (обсуждение проекта решения педсовета)
Ход.
I часть «Немного теории»
1. Вступительное слово заведующего.
Права ребенка, являясь неотъемлемой частью прав человека, служат фундаментом, на котором строятся национальные системы воспитания и образования в любой стране мира.
В статье 18 (пункт 1) закона «Об образовании» указано, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое обращение, оскорбление и эксплуатацию.
С января 1997г. в Российской Федерации была введена уголовная ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей. Если родители жестоко обращаются с ребенком, они должны нести наказание в соответствии со статьей 156 Уголовного кодекса.
Право ребенка на защиту своих законных интересов закреплено в ст. 56 Семейного кодекса.
Должностные лица и граждане, которым известно об угрозе жизни или здоровью ребенка или о нарушениях его законных интересов, должны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Для проверки сообщений представители этого органа (с привлечением в необходимых случаях сотрудников милиции) наделены правом посещения семей с последующим принятием решений.
В соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка несут педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты (статья 7 пункт 3 Федерального закона от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
Организация и содержание профилактической работы по защите детей от жестокого обращения состоят из задач выполняемых администрацией, методистом и воспитателем группы.
К основным задачам администрации ДОУ относятся следующие:
- принятие решения об организации работы по выявлению случаев и оказания помощи детям, испытывающим насилие и жестокое обращение со стороны родителей;
- выяснение, какие службы в области ( специальные службы защиты детей от жестокого обращения, телефоны доверия и др.) занимаются этими вопросами, как с ними связаться и установить контакт.
Основной задачей методиста ДОУ в работе по данному направлению является
- обучение воспитателей грамотной и профессиональной работе по предотвращению нарушений прав ребенка.
- общее информирование педагогического коллектива о жестоком обращении с детьми;
- рассказ о факторах, способствующих жестокому обращению с ребенком;
- информирование педагогов о семьях группы риска в отношении жестокого обращения с ребенком;
- оказание помощи педагогам в изучении юридических документов, защищающих ребенка от жестокого обращения.
Основными задачами воспитателя ДОУ в работе по защите детей от жестокого обращения являются следующие:
- изучение литературы по проблеме предотвращения жестокого обращения с детьми;
- проведение работы с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми в семье (изучение семьи совместно с психологом, участие в работе по коррекции детско-родительских отношений);
- овладение приемами по оказанию помощи пострадавшим детям.
Что для этого необходимо?
Во-первых, убежденность педагога в том, что проведение с родителями просветительской, профилактической и коррекционной работы по соблюдению и защите прав детей в семье является не дополнительной нагрузкой, а важнейшим условием повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
Во-вторых, определенный уровень правовой квалификации и культуры самих педагогов.
В-третьих, создание особой формы общения между родителями и воспитателями, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт.
Результатом работы педагогического коллектива является выявление тех родителей, которые нарушают права своего ребенка, применяя к нему физическое и психическое насилие и проведение с ними коррекционной работы.
2. Выступление методиста.
Жестокое обращение с детьми: что же это такое?
«Проблемные» родители – не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребенка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.
Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.
Жестокое обращение в детстве воспитывает людей, социально неадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.
Задача педагогического коллектива детского сада состоит в том, чтобы из года в год совершенствовать свои подходы, искать более эффективные формы правового образования родителей. Но прежде всего самим воспитателям необходимо ориентироваться в проблеме.
Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.
Четыре основные формы жестокого обращения с детьми.
- 1.Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.
- 2.Сексуальное насилие (или развращение) – вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со стороны взрослых с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не может предвидеть все негативные для себя последствия.
- 3.Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся:
- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
- угрозы в адрес ребенка в словесной форме;
- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
- ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
- однократное, грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
4. Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:
- отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.
По данным исследований многих стран, в последние годы количество проявлений жестокого обращения с детьми и пренебрежения к их нуждам неуклонно растет.
Даже в обычной семье нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – распространенное явление. Часто с родителями этих детей аналогично поступали в их собственном детстве; родители не знают альтернативных методов воздействия на детей; не воспринимают собственное поведение как травмирующее психику ребенка.
Педагоги должны знать факторы риска, которые могут спровоцировать жестокое обращение с детьми в семье.
Вот основные из них:
- неполные или многодетные семьи, семьи с приемными детьми, наличие отчимов или мачех;
- наличие в семье больного алкоголизмом, наркоманией или лица, вернувшегося из мест лишения свободы;
- безработица, постоянные финансовые трудности;
- супружеские конфликты, невнимание мужа к жене, властность матери, исполнение только роли хозяйки дома, не работающие матери;
- теснота жилплощади и скученность членов семьи;
- статус беженцев, вынужденных переселенцев;
- низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции;
- нежеланный ребенок;
- умственные и физические недостатки ребенка
- трудный ребенок.
Перечислим основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога.
- Психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту.
- Неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка.
- Изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми).
- Проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания.
- Отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле.
- Повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.).
- Враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери.
- Сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого.
- Судорожное реагирование на поднятую руку (ребенок сжимается, как бы боясь удара).
- Чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех.
- Демонстрация "взрослого" поведения, интерес к вопросам секса.
К перечисленным признакам можно также отнести проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.
Наличие какого-либо одного признака не обязательно свидетельствует о том, что ребенок подвергается жестокому обращению или испытывает насилие (в том числе и сексуальное). Однако проявляющиеся в том или ином сочетании, они должны обратить на себя внимание педагога.
Что делать, если, познакомившись с названными признаками поведения, вы не вольно подумали о ком-нибудь из детей своей группы? В этом случае присмотритесь более пристально не только к ребенку, но и его родителям.
Какие наиболее характерные особенности в поведении взрослых должны подтвердить ваши опасения?
- В беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие.
- На жалобы по поводу поведения сына (дочери) в детском саду реагируют холодно, либо очень бурно и эмоционально.
- Часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения в другое.
Что может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с ребенком?
Прежде всего, постараться завоевать его доверие, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. Побывать ребенка дома, посмотреть, в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей. Побеседовать с опекунами, близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в детском саду.
В результате предпринятых действий вы можете прийти к следующим выводам:
- ваше предположение подтверждается (не подтверждается);
- решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов.
Особого внимания требуют семьи, в которых существует "установка на агрессию". Наказание ребенка, в том числе физическое, в данном случае является выражением привычного способа поведения.
Большинство взрослых, использующих в качестве методов воспитательного воздействия приказы, угрозы, предупреждения, телесные наказания, не считают, что нарушают права ребенка, оскорбляют его достоинство. Основной аргумент, на который они опираются, состоит в том, что такого рода наказания в детстве применялись по отношению к ним самим.
Таким образом, задача педагогов и психологов состоит в поиске способов изменения установки родителей на агрессивное поведение в отношении ребенка.
II часть «Взгляд психолога» (выступление психолога)
III часть «По мнению родителей…» (решение проблемных ситуаций глазами родителей и педагогов)
Проблемная ситуация №1 «Авторитет родителей»
Мой сын – классический «непослушатель». Он ни во что ставит авторитет родителей: смотрит прямо в глаза и делает наоборот, как бы спрашивая: «Ну и что мне за это будет?» И я теряюсь. Вот последний пример: пошли на выставку, начался дождь, переждали. Прошу: «Не ходи по лужам, сегодня не очень жарко, у тебя ноги замерзнут». Подходит к луже, смотрит мне в глаза и наступает. Злиться бесполезно, ругать тоже, а как предотвратить все это – я не знаю…
Мнение специалистов: Родители часто не различают виды власти в семье.
-авторитет, характеризующийся отношениями между ребенком и взрослыми, которые формируются под влиянием уважения к родителям;
- вознаграждение в случае социально одобряемого(ожидаемого) поведения и наказание –за социально порицаемое поведение;
- закон в семье – единственная форма внеличностной власти, когда носителем и истолкователем правил поведения для ребенка являются взрослые члены семьи, родители.
Проблемная ситуация №2
Иришка играла у открытого окна. На подоконнике стоял горшок с любимым маминым цветком. Со двора Иришку окликнули подруги, она вскинула руку, чтобы им помахать, и ……. горшок с цветком перевернулся и оказался на земле. Услышав шум, в комнату вбежала мама. Не разобравшись, она отругала и отшлепала девочку.
Какие права ребенка были нарушены?
Мнение специалистов: Защита всех форм физического и психического насилия. Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению (Статья 19). Дети имеют право выражать свое мнение (Статья 12,13)
Проблемная ситуация №3.
Таня любила убираться у себя в кукольном уголке. Она смачивала тряпочку водой, отжимала ее и протирала мебель. Нечаянно девочка наступила на тазик. Вода разлилась на ковер. Девочка в растерянности смотрит на лужицу. К ней подходит мама……. Что было дальше? Опишите ситуацию с разных позиций.
Проблемная ситуация №4.
«Ира, - говорит мама, иди немедленно завтракать! Сколько можно тебя ждать! Опоздаем в детский сад и на работу! Ты руки помыла? Почему тебе обо всем нужно напоминать? Сядь прямо! Не вертись за столом! Что копаешься, ешь быстрее!» Оцените стиль общения с пятилетней девочкой. Как вы думаете с каким настроением прейдет ребенок в детский сад?
Предполагаемые ответы: Мама может исправить положение по дороге в детский сад, попросить у ребенка прощения. В плохом настроении родители часто говорят детям неприятные вещи, и надо учиться просить прощения. Раздражение матери передается девочке и, скорее всего, проявится агрессией по отношению к детям в детском саду.
Мнение специалистов: Психологическое давление, оскорбления, унижения наносят ребенку больший вред, чем физическое наказание, хотя и оно есть унижение и оскорбление. В Конвенции о правах ребенка говорится: Государства-участники принимают все необходимые меры с целью защиты ребенка от любых форм посягательств: физического, психологического насилия, оскорблений, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения и эксплуатации…..со стороны родителей……опекунов» (Статья 18)
IV часть «Информационно-практическая» (работа с карточками)
Ответы к заданиям
Карточка 1
Правильный ответ - 4. Конвенция признает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других.
"Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состоя ния здоровья..." (Конвенция о правах ребенка, ч. 1, СТ. 2).
Карточка 2
Правильный ответ - 4
"Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей" (Семейный кодекс РФ, с. 63, п. 1).
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть при влечены к различным видам юридической ответственности.
Карточка 3
Правильный ответ - второй.
"Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учетом мнения детей" (Семейный кодекс РФ, с. 65, п. 2).
Карточка 4
Правильный ответ - второй.
"Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им" (Семейный кодекс РФ, с. 60, п. З).
Под доходами подразумевается не только имущество, полученное в дар или в порядке наследования, но и заработок.
Карточка 5
Правильный ответ - четвертый.
3акон РФ "Об образовании" ответственность за нарушение прав и свобод обучающихся возлагает на образовательное учреждение (ст. 32, п. 4). Речь идет об ответственности образовательного учреждения как юридического лица.
Карточка 6
Правильный ответ - третий.
"Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха воспитанников несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения" (закон РФ "Об образовании", сто 51, п. 7).
Должностное лицо - служащий государственного учреждения, уполномоченный принимать важные решения и осуществлять юридически значимые действия. В дошкольном образовательном учреждении под должностным лицом подразумевается заведующая ДОУ.
Карточка 7
Правильный ответ - первый.
В соответствии с законом РФ "Об образовании" ответственность за нарушение прав и свобод воспитанников должно нести образовательное учреждение. Представлять его должен руководитель этого учреждения или иное уполномоченное должностное лицо. Постановление суда будет обращено к образовательному учреждению, а не к конкретным должностным лицам, несущим ответственность за деятельность образовательного учреждения, и не к лицам, непосредственно нарушившим права и свободы воспитанников. Руководитель же образовательного учреждения по результатам решения суда должен принять меры по устранению отмеченных судом нарушений и возмещению ущерба, причиненного образовательному учреждению действиями его работников.
Карточка 8
Правильный ответ - второй.
"Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право... защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением" (закон РФ "Об образовании", сто 52, п. 1).
Закон не указывает на какие-либо ограничения в выборе органов управления образовательным учреждением, в котором родители (законные представители) могли бы участвовать. Они имеют право избирать и быть избранными в представительные или иные органы самоуправления образовательного учреждения в соответствии с установленным в уставе порядком.
Карточка 9
Правильный ответ - четвертый. "Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников.
Учебная нагрузка, режим занятий, организация питания определяется УСТ1ВОМ образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения" (закон РФ "Об образовании", СТ. 51, п. 1).
Карточка 10
Правильный ответ - третий. "Должностные лица организаций и иные граждане, которым стало известно об угрозе жизни и здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.
При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка" (Семейный кодекс, СТ.56, п. 3).
Карточка 11
Правильный ответ - третий. "Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей" (Семейный кодекс, ст. 64, п. 2).
Карточка 12
Примерные вопросы для обсуждения темы "Содержание, формы и методы работы детского сада с родителями по разъяснению идей Конвенции о правах ребенка.
1. Назовите причины, которые, с Вашей точки зрения, препятствуют защите прав ребенка в семье.
2. Под влиянием каких факторов (информации, внушения, наказания в форме юридической ответственности и т.д.) родители способны осознать необходимость изменить свое поведение? .
З. Какую связь Вы видите между уважением прав маленького ребенка и обретением им чувства собственного достоинства?
4. Почему собственническое отношение родителей к своему ребенку приводит к тирании?
Карточка 13
Примерные вопросы для обсуждения те мы "Содержание, формы и методы работы детского сада с родителями по разъяснению идей Конвенции о правах ребенка.
1. Назовите причины, которые, с Вашей точки зрения, препятствуют защите прав ребенка в семье.
2. Под влиянием каких факторов (информации, внушения, наказания в форме юридической ответственности и т.д.) родители способны осознать необходимость изменить свое поведение? .
З. Какую связь Вы видите между уважением прав маленького ребенка и обретением им чувства собственного достоинства?
4. Почему собственническое отношение родителей к своему ребенку приводит к тирании?
V часть «Правила педагогической гигиены»
Подводя итог нашей встречи, делаем вывод:
Педагог, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребенка в семье, прежде всего, должен выступать образцом уважительного и доброжелательного отношения к ребенку.
Родители, которые изо дня в день видят воспитателя, реализующего стратегию гуманизма в общении с детьми, задумаются над необходимостью применения агрессивных способов воздействия на собственного ребенка.
А какой должен быть воспитатель изо дня в день нам покажет мультимедиа «Правила педагогической гигиены»
Демонстрация мультимедиа.
Презентация "Правила педагогической гигиены"
VI часть «В итоге…» (обсуждение проекта решения педсовета)
Продолжать работу по правовому воспитанию как педагогов, детей, так и родителей.
Для воспитателей:
- оформить в своей группе информационный стенд для родителей "Правам ребенка посвящается" (на основе нормативно-правовых документов);
- знакомить детей с их правами путем проведения познавательных игр, чтения специальной литературы, участия в праздниках.
Работа с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми
Навигация
- Главная
- Сведения об образовательной организации
- Основные сведения
- Структура и органы управления образовательной организацией
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты и требования
- Руководство. Педагогический состав.
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
- Стипендии и меры поддержки воспитанников
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приема (перевода) воспитанников
- Доступная среда
- Международное сотрудничество
- Дополнительные бесплатные образовательные услуги
- Информационная безопасность
- Дополнительная информация
- Для вас, родители
- Дошкольное образование
- Условия приема детей в детский сад
- Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми
- Права и обязанности родителей (законных представителей)
- Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
- Рекомендации в адаптационный период
- Психологический портрет идеального первоклассника
- Консультации специалистов
- Навигатор дополнительного образования
- Методическая копилка
- Новости
- Приём в ДОУ
- Фотоальбом
- Обратная связь