Цель: провести системный анализ педагогической деятельности по проектированию комфортной предметно-развивающей среды в возрастных группах ДОУ и определить пути совершенствования работы в данном направлении.
Задачи:

1. Определить актуальность проблемы по оснащению предметно-развивающей среды в возрастных группах.

2. Выявить проблемы в организации предметно-развивающей среды по средствам тематического контроля.

3. Провести самоанализ состояния предметно-развивающей среды группы каждым педагогом.

Предварительная работа:

  • Выявление педагогических инициатив по подготовке и проведению педсовета.
  • Изучение научно-методической и психолого-педагогической литературы по теме педсовета.
  • Разработка плана, содержания и сюжетной линии педсовета.
  • Разработка протокола самоанализа состояния предметно-развивающей среды возрастных групп ДОУ.
  • Изготовление «оберегов» для каждой возрастной группы.

Форма проведения: творческая сюжетно-ролевая игра.

План педсовета:

  1. Организационный момент.
  2. Сюрпризный момент, создание проблемной ситуации.
  3. Теоретическое обоснование темы педсовета, выявление проблемы изучаемого вопроса.
  4. Практическая часть.
  5. Результаты тематического контроля «Организация предметно-развивающей среды».
  6. Подведение итогов смотра-конкурса «Условия для игровой деятельности детей»
  7. Подведение итогов, решение педсовета.

Ход педсовета:

1. Организационный момент

Сообщение темы, цели и задач педсовета.

2.Сюрпризный момент, создание проблемной ситуации

В дверь раздается стук, входит Групповичок.

Групповичок: Здравствуйте, уважаемые педагоги! Я сказочный Групповичок и живу в этом детском саду со дня его основания. Слышал я, что вы здесь обсуждаете, как сделать предметно-развивающую среду в группах комфортной и уютной, чтобы ребятишкам было интересно и весело проводить время в нашем детском саду. За все годы, проведенные в этом замечательном учреждении, многое я повидал. Но сделал вывод, что мало что в группах изменилось с введением ФГТ. А вы знаете, педагоги, какими документами вы должны пользоваться, при создании ПРС? А по каким принципам должна строиться развивающая среда? А хотя бы правила создания ПРС знаете? А на дворе 21 век! Неужели современные педагоги утратили творческую жилку и не способны создавать нечто новое и интересное?!! А ведь нашим детишкам должно быть в детском саду и интересно, и поучительно, и чтобы развиваться.

Можно я сегодня поучаствую в вашем педсовете?

Ведущий: Конечно! Проходи, дорогой Групповичок, мы будем очень рады! Давайте выясним актуальность сегодняшней проблемы.

3. Теоретическое обоснование темы педсовета, выявление проблемы.

Современный детский сад – это место, где ребенок накапливает опыт широкого эмоционально- практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Развивающая среда группы является источником становления субъективного опыта ребенка. Каждый компонент предметно-развивающей среды способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.                                                          

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их всестороннего и полноценного развития. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды.

Попробуем определить, какими Нормативными документами нужно руководствоваться при создании ПРС.

В первую очередь при организации ПРС необходимо учитывать требования СанПиН 2.4.1.2660-10 (Постановление от 22.07.2010 №91) как условие обеспечения безопасности детей, сохранения их  физического и психического здоровья. (Требования данного документа нужно учитывать не только при построении ПРС, но в других направлениях работы ДОУ).

Учитывая ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольников при создании развивающего пространства в групповых помещениях нужно руководствоваться следующим   нормативным документом: ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ №655 от 23 ноября 2009г.) в котором указаны различные виды детской деятельности, используемые в дошкольном учреждении.

К ним относятся:- игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтения.

В этом же документе прописаны содержания образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка». ПРС должна отражать эти образовательные области.

Следующим нормативным документом является ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ №2151 от 20 июля 2011г.) где четко выделены следующие принципы построения развивающей среды:

1. Информативности, предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением.

2. Вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями.

3. Полифункциональности, предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды.

4. Педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.

5. Трансформируемости, обеспечивающего возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

6. Интеграции образовательных областей, позволяющей использовать материалы и оборудование для одной образовательной области и в ходе реализации других областей.

7. Учета полоролевой специфики. Построение среды предполагает предоставления возможностей, как мальчиков, так и девочек проявлять свои склонности в соответствии с принятыми эталонами в обществе. При создании в группе условий для саморазвития не следует забывать, что мальчики и девочки по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, говорят и молчат, чувствуют и переживают.

8. Учет ЗБР (зоны ближайшего развития). Для этого необходимо пополнять и обновлять предметный мир, окружающий ребенка, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста

Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможности:

- осуществления не только образовательной деятельности, но и присмотра и ухода за детьми;

- организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности по освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- построения образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;

- организации разнообразной игровой деятельности;

- выявления и развития способностей воспитанников в любых формах организации образовательного процесса;

- освоения детьми, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья, основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении, включая оказание им индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи, а также необходимой технической помощи с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей;

- учета национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;

- использования образовательных технологий деятельностного типа;

- эффективной и безопасной организации самостоятельной деятельности воспитанников;

- физического развития воспитанников.

Принципы организации  предметно-развивающей среды

Безопасность – в помещении не должно быть опасных предметов: острых, бьющихся, тяжелых, углы должны быть закрыты.

Доступность – используемые игровые средства располагаются так, чтобы ребенок мог дотянуться до них без помощи взрослых. Это помогает ему быть самостоятельным.

Яркость, привлекательность.

Постоянство – оборудование и игрушки лежат на одних и тех же местах, ребенок всегда знает, где находятся те или иные предметы, при желании может ими воспользоваться, также это приучает его к порядку.

Свобода выбора.

Насыщенность – наличие материалов для продуктивных видов деятельности, игрушки, дидактический материал.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить правила: 
1.Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Наполняемость предметной развивающей среды должна обеспечивать разностороннее развитие детей, отвечать принципу целостности образовательного процесса (если предметная развивающая среда одной из образовательных областей выпадает, то данная среда не отвечает настоящим федеральным требованиям), так как не соответствует основным направлениям развития ребенка: физическому, социально-личностному; познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Предметная развивающая среда должна способствовать реализации всех образовательных областей в образовательном процессе, включающем: совместную партнерскую деятельность взрослого и детей; свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

2.Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3.Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей

4.Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5.В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной  деятельности.

Для осуществления познавательно-исследовательской деятельности необходимо оборудовать уголок экспериментирования, в который входит  образно-символический материал (наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок, графические (наглядные) модели, иллюстрированные схемы-таблицы, графические "лабиринты", условные изображения в виде карт, схем, чертежей (например, глобус, карта Земли и т.п.), нормативно-знаковый (наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы и т.п.)

6.Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы

7.Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8.При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9.Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

 Важно помнить, что предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. 
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Итак:

Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:

-спокойная: учебная,  «уголок уединения», уголок книги;

-средней интенсивности: театрализованная, музыкальная, зона конструирования;

-зона насыщенного движения: спортивный уголок.

Условно, в пределах пространства групп можно выделить игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы  ребенка:

-зона познавательного развития (учебная);

может быть представлена мини-лаборатория (занимательная математика, развитие речи, космос), в ней имеются энциклопедии, игротеки;

-зона художественно-эстетического развития представляется средствами для изодеятельности, детской художественной литературы, детскими музыкальными инструментами, ''стеной'' творчества, образцами произведений декоративно-прикладного искусства и т.д.;

-«лаборатория» содержит материал для проведения опытов;

-театрализованная зона располагает различными видами театральных кукол, масками, декорациями, ширмами;

-зоны социально-эмоционального развития содержат обыгранную сюжетом систему зеркал, пиктограммы, игровой материал;

-в зоне экологического воспитания в соответствии с требованиями ООП имеются растения, животные, макеты природных зон, различный природный материал для изготовления поделок, игротека экологических развивающих игр и т.д.;

-игровая зона для сюжетно-ролевых игр включает в себя уголки ряженья, модули-макеты игрового пространства;

-конструктивная зона предполагает наличие крупного напольного, мелкого настольного конструктора, игрушек для обыгрывания, схем построек, материала по правилам дорожного движения, безопасной жизнедеятельности;

-«уголок уединения»;

-для зоны двигательного развития необходим спортивный комплекс, нестандартное оборудование для физического развития детей.

Для этого используются ширмы, нетрадиционно располагается мебель и оборудование, знаки и символы, стойки с цветами, подвижные перегородки и пр.

4. Практическая часть

Педагогам предлагается осуществить самоанализ состояния предметно-развивающей среды в своих группах.

5. Результаты тематического контроля «Организация предметно-развивающей среды».

6. Подведение итогов, решение педсовета 

Решение:

1.  Разработать план создания предметно-развивающей среды с учетом требований ФГТ для каждой возрастной группы и сдать до 18.02.2013г.

2. Устранить недостатки в организации предметно-развивающей среде в группах ДОУ (по результатам тематического контроля и самоанализа педагогов);

3.  Подобрать недостающий материал для организации совместной деятельности детей и взрослых и материал  для организации самостоятельной деятельности.

4. Включить в план контроля вопрос проверки организации предметно-развивающей среды в   конце 2012-2013 учебного года.

Групповичок дарит памятные обереги каждой возрастной группе (Пусть в ваших группах всегда царят уют, чистота, а эти обереги будут оберегать вас от лени, пассивности и подталкивать вас на новые творческие начинания! До свидания друзья!!!)

 

Случайные фотографии


Навигация

Главная
Сведения об образовательной организации
Основные сведения
Структура и органы управления образовательной организацией
Документы
Отчет о результатах самообследования
Предписания органов, осуществляющих государственный контроль ( надзор)
Локальные акты
Нормативно-правовая база
Документы муниципального уровня
СОУТ
Образование
Образовательные стандарты и требования
Руководство. Педагогический состав.
Руководство ДОУ
Педагогический персонал
Учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Питание воспитанников
Условия охраны здоровья воспитанников
Дорожная безопасность
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Стипендии и меры поддержки воспитанников
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
План финансово-хозяйственной деятельности
Муниципальное задание
Вакантные места для приема (перевода) воспитанников
Доступная среда
Международное сотрудничество
Дополнительные бесплатные образовательные услуги
Информационная безопасность
Локальные акты
Нормативное регулирование
Педагогам
Воспитанникам
Родителям
Детские безопасные сайты
Дополнительная информация
Информационная справка
О нас
Символика
Управляющий совет
Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность
Для вас, родители
Дошкольное образование
Условия приема детей в детский сад
Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми
Права и обязанности родителей (законных представителей)
Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
Рекомендации в адаптационный период
Психологический портрет идеального первоклассника
Консультации специалистов
Навигатор дополнительного образования
Методическая копилка
Новости
Приём в ДОУ
Фотоальбом
Обратная связь

Нужная информация

уполномоченный по правам детей Tretyakova310

Документ1

коронавирус

паспорт безопасности 202120211201 14184445